вторник, 26 октября 2010 г.

Историческое развитие йоги: основные этапы и тенденции

В развитии йогической философии можно выделить три основные этапа.

1 этап - древнейшая и древняя философия и практика йоги. Начало этого периода уходит в глубины истории. Завершается он примерно в конце I тыс. до н.э. формированием философской школы классической йоги - санкхья-йоги. Географическая локализация йогических учений этого этапа - Индия и некоторые области Центральной Азии.

2 этап - средневековая философия и практика йоги. Начало I тыс. - ХVIII в. Здесь, используя понятие "Средневековье", мы имеем в виду культурное пространство Востока, историческое развитие которого во временном смысле не синхронизируется с развитием западной культуры и цивилизации. Географическая локализация йогических учений этого этапа - Индия, Китай, Тибет, Япония, другие регионы Центральной, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии.

3 этап - философия и практика йоги Нового и Новейшего времени - XIX-XXI вв. В XVIII-XIX веках Западный мир начинает знакомиться с восточными йогическими учениями. В ХХ веке этот процесс интенсифицируется. Появляются новые йогические учения, центральное место среди которых занимает Агни-Йога - плод духовных усилий восточных Мастеров Мудрости (Махатм) и российских духовных подвижников, выдающихся деятелей мировой культуры - семьи Рерихов. Йога перестает быть исключительно восточным учением и распространяется на Западе (Европа, Россия, Америка).

Йогические элементы (созерцание, внутренняя концентрация, аскетизм, управление сознанием и др.), а также сам термин "йога" встречается и в текстах ранних Упанишад – «Тайттирийе» и «Катхе». Существует мнение, что их реальная древность значительно превышает традиционные оценки (VI-III вв. до н.э.).

Особо следует отменить древний индийский эпос "Махабхарата", в котором определенно звучат как философские идеи санкхьи, так и практические идеи йоги. Герои "Махабхараты" не только знают, но и используют йогу для развития сверхъестественных способностей. Самая известная и популярная часть эпоса - "Бхагават Гита" - есть ничто иное, как разъяснение Аватаром Кришной полководцу Арджуне важнейших принципов духовной йоги, касающихся нравственности, жизни и смерти, пути освобождения от власти кармы и колеса сансары, внутренней свободы-отрешенности от плодов своих действий.

"Услышал ты доводов разума много:
Внемли же, чему учит светлая йога.
К законам ее приобщиться готовый,
Возмездия - кармы - разрушишь оковы...
Итак, не плодов ты желай, а деянья,
А ради плодов прекрати ты старанья.
К плодам не стремись, не нужна их услада,
Однако бездействовать тоже не надо.
Несчастье и счастье - земные тревоги -
Забудь; пребывай в равновесии - в йоге.
Пред йогой ничто все дела, ибо ложны,
А люди, что жаждут удачи, - ничтожны.
Грехи и заслуги отвергни ты разом:
Кто к йоге пришел, тот постиг Высший Разум".


Оформлением философской даршаны классической йоги (санкхья-йоги) завершается первый - древний - этап развития йогической теории и практики. Его итог - систематизация методов и техники йоги, укрепление ее философской базы, выделение ее в самостоятельное религиозно-философское направление среди других течений (даршан) ортодоксальной и неортодоксальной индийской философии, усиление влияния на эти течения.

Дальнейшее развитие йоги в рамках второго - средневекового - этапа происходило по трем основным линиям.
1) Развитие классической индийской санкхья-йоги и близких ей модификаций йогической теории и практики.
2) Развитие практических элементов йоги в других школах индийской философии, духовная практика которых опиралась на методику йоги. Здесь главную роль играли индуистская и буддийская традиции.
3) Проникновение йоги в другие географические регионы, национальные религиозные и философские учения. Модификация и развитие классических элементов йоги в этих учениях. Здесь наибольшее значение имели китайские чань-буддизм и даосизм, тибетский буддизм Махаяны, японский дзен-буддизм, исламский суфизм, христианский исихазм.

Здесь следует добавить лишь то, что в рамках классической йоги постепенно оформляются различные ее модификации и разновидности. Основные из них - раджа-йога, бхакти-йога, джнани-йога, карма-йога. Главное их отличие - в методе йогической практики. Раджа-йога (ей соответствуют принципы системы йоги Патанджали) делает ставку на дисциплину тела, чувств и сознания. Бхакти-йога (ее исходные элементы обозначены в "Бхагават Гите") - на духовно-эмоциональный порыв к Высшему Началу, отрешенность от плодов своих действий. Джнани-йога - на познание истинной реальности. Карма-йога - на деятельность и труд как пути избавления от кармической зависимости.

Известны и другие модификации йоги, в которых, как правило, внимание акцентируется на отдельных элементах йогической практики. Наиболее распространена из них хатха-йога, направленная на развитие и контролирование различных функций и способностей тела человека. Эта особенность хатха-йоги не позволяет ее рассматривать в качестве самостоятельной системы йоги, все истинные разновидности которой обращены к работе с сознанием и имеют куда более возвышенные духовные цели, нежели укрепление физического тела. Хатха-йога в действительности является подготовительной ступенью в системе раджа-йоги и используется как вспомогательное средство. Достижение высших целей духовной йоги средствами хатха-йоги, полагали Махатмы, невозможно.

Йога как метод использовалась последователями многих философских школ (даршан) древней и средневековой Индии - джайнами, буддистами, ведантистами, ньяиками, приверженцами мимансы и другими. В целом, в постклассической Индии развитие философии происходило в силовом поле противоборства двух идейно-философских и духовных традиций - ведической или индуистской (объединяла философские течения, основанные на Ведах и тяготеющие к индуизму) и буддийской.

Большую роль в развитии и распространении йогической практики сыграл буддизм. Несмотря на то, что его философские идеи порой существенно отличались от философии санкхья-йоги, психотехника и иные практические элементы йоги пользовались у буддистов пристальным вниманием. И это было не случайно. Этико-философское учение Гаутамы Будды содержало в себе существенную йогическую основу. Известная легенда о жизни принца-отшельника говорит о том, что он много лет провел в лесу в состоянии глубокой йогической аскезы, умерщвляя плоть и укрепляя дух. Трудно сказать, что в легенде является историческим фактом, а что красивым домыслом последователей, однако, бесспорно то, что четвертая Благородная Истина учения Будды - восьмеричный практический путь избавления от страданий - есть видоизмененная система восьми вспомогательных средств классической йоги. Все основные элементы этой системы - этическая практика, самодисциплина, психотехника развития и контроля сознания - в полной мере присутствуют в буддизме.

Главное принципиальное отличие буддийской йоги от йоги классической - ее умеренность в аскетической практике. Будда провозглашает Золотой Срединный Путь духовного совершенствования, который проходит между двумя крайностями - чрезмерным аскетизмом и чрезмерным излишеством в исполнении телесных потребностей. Собственный опыт духовных поисков и йогической практики приводит Будду к убеждению, что крайности не способствуют успешному движению по пути совершенствования и освобождения.

Во многом благодаря буддизму методы йоги в I - нач. II тысячелетия распространяются по всему Востоку, а позже и за его пределы.

Итак, средневековый этап развития йоги заканчивается в XVIII веке. Его итогом явилось значительное расширение географического региона распространения йогических методов духовной практики. Философия йоги в течении этого этапа преимущественно разрабатывалась в Индии, Китае и Тибете.

Характерные черты третьего этапа развития йоги:

1) усиление культурного обмена между Востоком и Западом в результате европейской колонизации Южной, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии, а также благодаря проникновению философских и религиозных учений Востока в Европу, Америку и Россию;

2) формирование принципиально новых йогических учений, развивающих, но не копирующих классическую традицию индийской йоги.

В этот период классическая йога и различные восточные учения, содержащие в себе йогические методики, начинают распространяться в Западном мире. Они изучаются с точки зрения философии, психологии и культурологии. Они используются в качестве систем физического и психологического тренинга, для укрепления здоровья и демонстрации возможностей человека. Однако понимание йоги на Западе в XIX-XX веках остается, как правило, ограниченным и прагматичным.

Из статьи.
Д.ф.н. Р.С.Аблеев. Историческое развитие йоги: основные этапы и тенденции

Комментариев нет:

Отправить комментарий